Выдержка

На многих фотоаппаратах, особенно дешевых, отрегулировать выдержку вручную бывает невозможно. Дорогие же модели позволяют фотографу самому выбирать длительность выдержки, что значительно повышает его творческие возможности.

На большинстве фотоаппаратов с такой функцией диапазон выдержки составляет от 1 до 1/1000 секунды. На шкале также есть положение «B» — ручная выдержка. На некоторых специальных камерах выдержку можно изменять в пределах от 30 до 1/8000 с. Установив шкалу на одно из этих значений, вы определяете, как долго будет попадать свет через объектив на пленку. Итак, какое преимущество имеет фотоаппарат с регулируемой выдержкой?

Представьте, что фотоаппарат закреплен в одном положении у трека, по которому проходят автомобильные гонки. Вы установили выдержку 1/60 с. Автомобиль проезжает по треку и, как только он оказывается напротив вашего фотоаппарата, вы спускаете затвор. В результате вид автомобиля на снимке окажется смазанным и вы не сможете разглядеть ни кузов, ни колеса, хотя фон будет достаточно резким. Теперь представьте, что вы сделали этот же снимок, но выдержку поставили 1/500с или 1/1000с. Распечатав фотографию, вы увидите, что корпус и все внешние детали машины видны отчетливо. Так же будут выглядеть задний план и ближние предметы. Короткая выдержка как будто «останавливает» объект на время, а долгая, наоборот, подчеркивает динамику. Поэтому, если вы сделаете выдержку слишком малой, то по снимку трудно будет судить, движется машина или нет. А если вести фотоаппарат вслед за объектом, но с длительной выдержкой, то вы можете получить кадр, на котором движение отразится еще более эффектно: смазанный фон и резкие очертания автомобиля.

Другой случай, когда необходимо поставить короткую выдержку, — это определенное сочетание с диафрагмой. Вы фотографируете человека на фоне слишком интересного пейзажа. Экспонометр показывает, что правильная экспозиция — с выдержкой 1/125с и с диафрагмой f/16. Вы установите на фотоаппарате эту комбинацию, и она будет удовлетворительной, но резкими окажется слишком много ненужных деталей. Поэтому, изменив выдержку на 1/1000с, вы уже можете увеличить диафрагму объектива до f/5,6, что позволит вам навести резкость только на основной объект и уберет фокус с заднего плана.

Положение (режим) «B» на шкале выдержек фотоаппарата позволяет осуществлять длительные экспозиции. Установите шкалу в это положение, затем нажмите и удерживайте кнопку спуска — и вы можете держать затвор открытым сколь угодно долго, пока не отпустите кнопку. Но при этом не забывайте, что это действие дает дополнительную нагрузку на элемент питания камеры и он разряжается гораздо быстрее.

Более подходящий способ, при наличии функции ручной выдержки, — использовать режим «T». Когда режим «Т» активирован на фотоаппарате, то затвор будет открыт до тех пор, пока этот режим не отключить (перевести в положение «off»). Это делается вручную, и поэтому электроэнергия батарей не расходуется.

Эффект «остановки»

Величина выдержки определяет длительность открытия затвора и, следовательно, количество света, попадающего за это время на пленку. Диафрагма же регулирует количество света изменением величины своего раскрытия, например f/2,8 или f/16.

С помощью выдержки также можно изменять резкость изображения движущихся объектов на снимке и уменьшить влияние колебаний фотоаппарата, которые становятся заметны на фотографиях, сделанных при долгих выдержках. На фото (1), сделанном с выдержкой 1/4000с, движущийся автомобиль кажется стоящим на месте. И на самом деле, трудно судить по такому снимку, движется машина или нет. На фото (2) выдержка была установлена на 1/1000с. Здесь резкость автомобиля все еще допустимая, и по-прежнему нет никакого намека на то, что он движется. Для снимка (3) поставили выдержку 1/250с, и вид машины оказался немного смазанным. Этот эффект становится еще более заметен на фото (4), снятом с выдержкой 1/60с. По тому, как объект выглядит на снимке, уже можно сказать, что он движется с большой скоростью.

Увеличивая выдержку дальше, мы получаем еще большую «размытость» объекта. При выдержке 1/15с (5) его размеры значительно увеличиваются, так как он за это время успевает преодолеть некоторое расстояние в поле зрения. Это становится более выражено при выдержке 1/8с (6), когда машина успевает проехать половину кадра. «Размытие» изображения при времени 1/4с (7) и 1/2с (8) доходит до того, что объект заполняет собою весь кадр. А при выдержке в 1с (9) он как будто исчезает из поля зрения.

Длинные выдержки могут пригодиться вам, когда вы фотографируете пейзаж или архитектурную композицию, и мимо вас постоянно проходят люди, что вы не хотите передавать на снимке. Если установить допустимо большое время выдержки, то прохожие в кадре окажутся настолько размытыми, что не будут видны совсем.

viderjka1

Добавить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked *.

*
*
You may use these <abbr title="HyperText Markup Language">HTML</abbr> tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>