Основные определения

А Б В Г Д З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э

Основные определения в фотографии.

А

Аберрация. Искажение изображения объективом.

Автоматическая протяжка пленки. Подача следующего кадра пленки, взвод затвора после каждого экспонирования и перемотка отснятой пленки осуществляемые электромотором камеры. В режиме не прерывной съемки автоматическая протяжка пленки обычно обеспечивает съемку со скоростью несколько кадров в секунду.

Автоспуск. Устройство, которое создает преднамеренную задержку между нажатием кнопки спуска затвора и открытием затвора.

Автофокус (система автофокусировки). Система, которая автоматически настраивает объектив для создания резкого изображения.

Активный автофокус. Система автоматической фокусировки, основанная на измерении расстояния до объекта. Обычно для этого используется инфракрасный луч. Наиболее часто применяется в компактных камерах.

Альфа-канал. Монохромная копия цифрового изображения. Иногда используется для компьютерного преобразования как способ создания маски для части изображения.

Аналоговая система. Система не цифровой записи, при которой интенсивность сигнала прямо пропорциональна интенсивности источника.

Анаморфные объективы. Разновидность объективов, в которые в одном измерении сжимают изображение. Изображение можно восстановить до нормального, используя такой же объектив при печати или проекции.

Апертура. Часто употребляется как синоним диафрагмы (отверстия диафрагмы).

Апохромат. Разновидность объективов, в которых исправлена сферическая и хроматическая (в большей степени, чем у ахроматов) аберрации. Апохроматами являются многие телеобъективы, поскольку у телеобъективов хроматическая аберрация наиболее заметна.

Артефакты. Нежелательная информация из цифровых изображениях, вызванная ограничениями процесса записи.

Астигматизм. Недостаток объектива, при котором вертикальные и горизонтальные линии не могут быть одновременно сфокусированы на одну плоскость.

Ахромат. Тип объектива, у которого уменьшена хроматическая аберрация.

Б

Байт. Стандартная единица для измерения объема памяти цифровых устройств хранения информации.

Баланс белого. Система, благодаря которой цифровая камера замеряет цветовую температуру освещения и подстраивается так, чтобы белый и все другие цвета на изображении выглядели привычно для человека.

«Барельеф». Эффект, возникающий при печати совмещенных с небольшим сдвигом негатива и позитива. Это придает изображению объемный характер, напоминающий барельеф.

«Бесконечность». Термин, описывающий объекты, находящиеся так далеко, что свет от них достигает объектива в виде параллельных лучей. Обычно используется для обозначения объектов, которое находятся на горизонте. «Бесконечность» на оправах объектива обозначается символом ∞.

Бит. Двоичная единица информации. Размер файлов обычно исчисляется байтах, который содержит 8 бит.

Бленда. Светозащитная насадка на объектив, предотвращающая попадание в него постороннего света. Средство борьбы с бликами.

Блики в глазах. Светлые блики в глазах объекта съемки, являющиеся отражением приборов освещения. Форма, размер и интенсивность бликов варьируют в зависимости от постановки освещения.

Блики. Яркие участки сцены, белые пятна на изображении.

Большой формат. Формат листовой пленки 5х4 дюймов и больше.

Бочкообразная дисторсия. Аберрация объектива, при которой изображения прямых линий на краю поля зрения изгибаются выпуклостью наружу.

Брекетинг (экспозиционная вилка). Способ гарантировать правильную экспозицию путем съемки серии кадров с немного отличающимися экспозициями.

Бромосеребряная фотобумага. Тип фотобумаги для черно-белой печати. Отличается гибкостью результатов.

В

Ведущее число (ВЧ, Guide number, GN). Мера мощности вспышки, выражаемая в метрах. Обычно ведущее число указывают для чувствительности пленки или матрицы ISO 100 (м/ISO 100). Поделив ведущее число на расстояние до объекта, можно рассчитать значение диафрагмы, необходимое для экспозиции со вспышкой.

Вертикальный бачок. Проявочная система, в которой фотобумага или фотопленка находятся в вертикальных ячейках с растворами, а не в барабане или в ванночках.

Вибрация (дрожание) камеры. Приводит к «смазыванию» изображения во время экспонирования. Камера особенно подвержена дрожанию при съемке с рук, поэтому при такой съемке необходимо использовать более короткие выдержки.

Виньетирование. Затемнение краев кадра.

Воздушная перспектива. Глубина изображения, создаваемая за счет непрозрачности атмосферы (туман, дымка, пыль, аэрозоли и т.д.) между объектом и камерой, разделяющая сцену на разные по тону слои. Чем дальше от камеры расположен объект, тем больше толща разделяющего их воздуха и тем бледнее выглядит объект.

Воздушный спуск. Дополнение к камере, используемое для спуска затвора на расстоянии или для исключения вибрации камеры при спуске затвора. Сжатие резиновой груши на конце трубки приводит к нажиму кнопку спуска затвора струей воздуха.

Волшебная палочка. Инструмент выделения, используемый при компьютерной обработке изображения, позволяющий выделять участки одинакового цвета или тона щелчком «мыши».

Вспышка рикошетом. Метод непрямого освещения импульсом вспышки, при котором свет преднамеренно направляется под углом в стену, потолок или другой отражатель. Рассеивает и смягчает освещение.

Вуалирование. Экспонирование пленки на фотобумаги, которое не создает изображение, но увеличивает оптическую плотность (фон) кадра. Может быть результатом случайной или специальной засветки кадра либо применения определенных химикатов.

Выборочная фокусировка. Использование глубины резко изображаемого пространства для создания эффекта, когда один элемент изображения находится в резкости, а другие по возможности выведены из фокуса.

Выборочное увеличение. Увеличение части негатива, слайда или цифрового изображения. Такой метод кадрирования используется для усиления или изменения оригинальной композиции.

Выдержка синхронизация. Кратчайшая выдержка, которая может быть использована для обеспечения корректной синхронизации со вспышкой.

Выдержка. Время, в течение которого экспонируется («засвечивается») каждый элемент светочувствительности устройства (пленки, матрицы и т.п.). Не всегда совпадает со временем открытия затвора, т.е. с суммарным временем, необходимым для экспонирования всей площади кадра.

Высветление (осветление, маскирование, уменьшение оптической плотности). Уменьшение оптической плотности избранных участков изображения. Достигается за счет уменьшения времени их экспозиции в процессе печати. (при помощи масок) или компьютерной обработкой.

Высокий ключ. Преобладание в изображении светлых тонов.

Высокочувствительная пленка. Используется в условиях недостаточной освещенности, когда неприемлемы длительные выдержки. Недостаток такой пленки в увеличенном размере зерна. Высокочувствительными обычно считаются пленки с ISO 400 и более.

Г

Галогенид серебра. Соль серебра (соединение серебра с галогенами, например с бромом, йодом, хромом) — светочувствительное вещество, используемое в эмульсионных слоях пленки и фотобумаги.

Гиперфокальное расстояние. Расстояние до ближней границе глубины резко изображаемого пространства при фокусировке объектива на «бесконечность».

Гистограмма. Графическое представление данных о яркости, тональном диапазоне и контрасте цифрового изображения. Используется для корректировки этих параметров.

Глубина резко изображаемого пространства. Диапазон расстояний от камеры, в пределах которого точки пространства изображаются с приемлемой резкостью. Другими словами разность расстояний самой удаленной и самой близкой резко изображаемых точек снимаемой сцены. Глубина резко изображаемого пространства зависит от использованной диафрагмы, расстояния, на которое сфокусирован объектив, и от фокусного расстояния объектива. Часто для краткости (если это не приводит к недоразумениям) глубину резко изображаемого пространства называют глубиной резкости.

Глубина резкости. Объектив фокусирует разно удаленные точки пространства на разных расстояниях от плоскости пленки или матрицы. Максимальный диапазон отклонений от плоскости пленки или матрицы, в пределах которого изображение этих точек воспринимается резким. (т.е. кружок рассеяния не превышает максимально допустимый размер), называется глубиной резкости. Соответствующий диапазон расстояний этих точек от камеры называется глубиной резко изображаемого пространства. Таким образом, эти два понятия характеризуют возможность резвого изображения разно удаленных точек «на разных языках» — по разные стороны объектива.

Глубина цвета. Количество цветовой информации в цифровом изображении: 8-битный цвет состоит из 256 различных цветов, 16-битный цвет — из более 65000 цветов, хотя человеческий глаз способен различать около 16 миллионов цветов (32-битный цвет).

Гнездо штативного соединения. Резьбовое отверстие, имеющеесся в большинстве камер, для присоединения штативов, упоров и других приспособлений.

«Горячий башмак«. Гнездо, оснащенное электрическими контактами, обычно используемое для крепления к камере дополнительной (не встроенной) вспышки.

Градация фотобумаги (номер фотобумаги). Величина контрастности фотобумаги. Бумага № 0 имеет самую низкую контрастность, № 5 — самую высокую. Слабоконтрастные бумаги дают мягкое изобрадение, особоконтрастные — резкое.

Градиентные светофильтры. Тип светофильтров с плавным изменением плоскости от максимальной до нулевой. Обычно используются для усиления цвета неба.

Д

Дальномерный видоискатель. Видоискатель некоторых незеркальных камер, позволяющий фокусировать объектив, совмещая два изображения объекта.

Датирующая крышка. Съемная или встроенная панель некоторых фотокамер, позволяющая записывать дату, время и другую информацию на пленке во время экспонирования.

Двойная экспозиция. Два изображения на одном кадре, наложенные друг на друга. Может быть создана случайно или преднамеренно для специального эффекта.

Двухобъективная камера (TLR, Twin Lens Reflex). Камера, у которой есть два объектива, один используется как видоискатель, а другой для съемки (рабочий).

Диапозитивная пленка. Другое название обращаемой пленки (слайд-пленки).

Диафрагма. Механизм диафрагмы состоит из пересекающихся пластинок (лепестков), за счет которых изменяется рабочее отверстие объектива. Позволяет регулировать количество света, попадающее на пленку или матрицу (освещенность пленки или матрицы). Установка диафрагмы играет важную роль при экспонировании и определяет, в частности, глубину резко изображаемого пространства. Величина раскрытия диафрагмы характеризуется относительным отверстием либо диафрагменным числом.

Диафрагменное число. Характеризует величину диафрагмы (отверстия диафрагмы). Показывает, во сколько раз фокусное расстояние объектива больше диаметра отверстия диафрагмы. Величина, обратная относительному отверстию. На оправах объективов обычно указывают именно диафрагменные числа (а не относительные отверстия), поскольку их запись занимает меньше места.

Диоптрическая коррекция видоискателя. Возможность, предоставляемая некоторыми фотокамерами. Позволяет регулировать оптическую силу видоискателя, исходя из индивидуальных особенностей зрения фотографа.

Диоптрия. Единица оптической силы (преломляющий способности) линзы. Одна диоптрия соответствует оптической силе линзы с фокусным расстоянием 1 м. Оптическая сила линзы равна обратной величине фокусного расстояния, выраженного в метрах. Диоптрии используют для измерения оптической силы насадочных линз и видоискателя.

Дифракция света. Явление, обусловленное волновой природой света в объективе изображение точки всегда имеет вид кружка конечного размера. Это ограничивает резкость изображения при очень малых отверстиях диафрагмы (дифракционный кружок становится больше допустимого кружка рассеяния).

Длиннофокусный объектив. См. телеобъектив.

Дополнительные цвета. Пары цветов, которые при смещении дают белый свет. Дополнительный цвет для красного — циан, для зеленого и синего соответственно маджента и желтый.

Драйвер. Программное обеспечение, используемое компьютером для управления конкретным принтером, сканером или другим периферийным оборудованием.

Дубильные вещества. Вещества, часто входящие в состав фиксажа для укрепления эмульсии.

Дуплекс (Duotone). Черно-белый отпечаток, который был тонирован в два разных оттенка для создания двухцветного изображения. Эффект можно создать при компьютерной обработке, используя некоторые графические редакторы.

З

Заглушка видоискателя. Используется для прикрытия видоискателя SLR-камеры с целью предотвращения попадания постороннего света на пленку через видоискатель (при длительных выдержках или при работе в режиме автоспуска).

Закон обратных квадратов. Закон, согласно которому интенсивность освещения уменьшается обратно пропорционально квадрату расстояния от источника света. Для солнечного освещения этот эффект не заметен, поскольку Солнце находится слишком далеко. Однако для приборов искусственного освещения этот закон имеет существенное значение.

Замер освещенности (замер падающего света). Замер освещенности сцены т.е. количества падающего на нее (а не отраженного ею) света позволяет избежать ошибок, связанных с общим тоном (коэффициентом отражения) сцены.

Замер яркости (замер отраженного света). Наиболее распространенный метод замера экспозиции, при котором замеряется количество отраженного от объекта света (яркость объекта).

Заполняющая вспышка. Вспышка, используемая как дополнительный источник освещения. Режим заполняющего света доступен для встроенных вспышек многих камер. Он позволяет смягчить или убрать тени на объектах переднего плана, особенно при контровом освещении. Также может использоваться для повышения контраста и насыщенности цвета при «унылом» окружающем освещении.

Засветка. Освещение фотобумаги белым светом в течение короткого промежутка времени. Это не создает видимого изображения, но немного понижает контрастность эмульсии. Используется как способ выявления деталей в светах без потери деталей в тенях. Бумагу можно засветить и перед экспонированием под увеличителем (предварительная засветка) или при проявлении.

Затемнение («выжигание», увеличение оптической плотности). Увеличение оптической плотности избранных участков изображения. Достигается за счет увеличения времени их экспозиции в процессе печати или компьютерной обработкой.

Звездный фильтр. Фильтр с выгравированным штриховым рисунком на поверхности, который дает на снимке яркие звездообразные блики.

Зеркально-линзовый объектив. Тип телеобъективов (иногда их называют катадиоптрическими), в котором помимо линз используется зеркало, увеличивающее путь световых лучей в объективе. Это позволяет обеспечивать относительно небольшие длину и вес объектива при большом фокусном расстоянии.

Зерно. Пятна (скопления) проявленных галогенидов серебра в эмульсии фотопленки. Чем выше чувствительность пленки, тем больше размер этих пятен. Становятся заметными при большом увеличении. Хорошо различимое зерно иногда создает интересную фактуру на снимке.

Зум (зум-объектив). Объектив с изменяемым фокусным расстоянием и углом поля зрения.

Зум-эффект (синхронное зумирование). Специальный эффект, при котором угол поля зрения объектива изменяется в процессе экспонирования кадра, создавая радиально смазанные линии.

И

Интервал яркостей. Отношение яркостей самой темной и самой светлой детали сцены. Фотопленки и матрицы могут правильно передавать лишь ограниченный интервал яркостей, который определяется их фотографической широтой.

Интерполяция. Способ искусственного увеличения разрешения цифрового изображения, используемый некоторыми сканерами и цифровыми камерами. Программа вычисляет величину сигнала в промежутках между пикселями по величине сигналов ближайших пикселей.

Инфракрасная метка. Красная точка или линия, нанесенная на шкалу фокусировки некоторых объективов. Метка используется для фокусировки и выбора глубины резко изображаемого пространства при работе с инфракрасной пленкой. Необходимость нанесения метки связана с тем, что плоскости фокусировки инфракрасного и видимого света не совпадают.

Инфракрасная пленка. Фотопленка, чувствительная к невидимым лучам света инфракрасной части спектра. Эти пленки обычно также чувствительны и к видимому свету, поэтому в большинстве случаев используются вместе с фильтрами для достижения максимального эффекта.

Искаженное цветовопсроизведение. Нежелательный оттенок в снимке, обычно возникающий из-за неправильной коррекции цветового баланса или за счет рефлекса от ярко окрашенного объекта.

К

Камера-обскура. Аппарат, в котором изображение создается маленьким отверстием (благодаря дифракции света на этом отверстии), а не линзами.

Кельвина градусы. Единицы измерения цветовой температуры.

Ключевое освещение. Главный или доминирующий источник освещения.

Колориметр. Ручной экспонометр, который способен измерять цветовую температуру.

Кольцевая вспышка. Система импульсного освещения, присоединяемая к передней части объектива, которая равномерно освещает объекты при съемке крупным планом.

Кома. Искажение изображения объективом, размазывающее изображение на краях кадра, например изображение точки приобретает кометообразный вид.

Компакт-камера. Камера, у которой механизм затвора встроен в объектив. Обычно компакт-камеры сконструированы как камеры типа «наведи и жми».

Компьютерная обработка. Любое изменение цифрового изображения на компьютере. Программы обработки изображений (графические редакторы) содержат широкий спектр инструментов и технологий, напоминающих процессы традиционной фотолаборатории, и часто называются виртуальной фотолабораторией.

Конверсионный светофильтр. Цветной слабоокрашенный фильтр, рассчитанный на незначительное изменение цветового баланса при съемке на цветную обращаемую пленку.

Конденсор. Оптическое устройство, состоящее из одной или более линз. Создает направленный пучок света. Используется, например, в прожекторах или в некоторых типах фотоувеличителей.

Контактный отпечаток (индекс-принт). Отпечаток, экспонированный путем размещения негативов непосредственно на листе фотобумаги. Обычно используется для предварительного просмотра проявленной негативной пленки. Позволяет определить правильную экспозицию для печати с увеличением.

Контактный станок. Оборудование фотолаборатории. Помогает точно расположить негативы по месту для создания контактных отпечатков.

Контровой свет. (освещение сзади, встречное освещение). Источник освещения расположен позади объекта съемки.

Контурное освещение. Разновидность контрового освещения, при котором вокруг объекта создается световой контур.

Кратность зум-объектива. Отношение наибольшего к наименьшему фокусному расстоянию зум-объектива. Для объектива 35 — 70 мм кратность зума равна 2:1 или 2х (двухкратный). Объектив 8 — 80 мм имеет кратность 10:1 или 10х (десятикратный).

Кружки рассеяния (кружки нерезкости). Когда мы фокусируем объектив на некоторый объект, не все точки этого объекта отображаются на пленке или матрице максимально резко. Это связано с тем, что они находятся на разных расстояниях от камеры, и соответственно объектив их фокусирует на разных расстояниях от плоскости пленки или матрицы. Изображение таких точек получается нерезким — в виде кружков тем большего размера, чем дальше от этой плоскости они фокусируются. Человеческий глаз может различить кружки лишь больше некоторого размера (называется максимальным допустимым кружком рассеяния), меньшие кружки он принимает за точки. Максимальный допустимый кружок рассеяния определяет глубину резкости и сопряженную ей глубину резко изображаемого пространства.

Л

Лабораторный свет. Освещение фотолаборатории, разработанное таким образом, чтобы не засвечивать фотобумагу. Такой свет может быть красным, оранжевым или зеленым в зависимости от материала, для работы с которым он используется.

Лайтбокс (диаскоп). Экран с подсветкой сзади, используемый для просмотра слайдов или негативов.

Линейная поляризация. См. Поляризационный фильтр.

Лупа. Увеличительное стекло. Применяется для рассматривания негативов и позитивов на экране диаскопа (лайтбокса). Также может использоваться для проверки резкости изображения на фокусировочных экранах камер большого формата.

М

Маджента. Пурпурный цвет. Смесь синего и красного света. Маджента является дополнительным цветом для зеленого.

Макро. Термин, используемый для описания оборудования или инструментов, позволяющих вам снимать крупным планом с близкого расстояния, получая изображение крупнее обычного. К макро обычно относят изображения в натуральную величину и больше, с масштабом 1:1 и крупнее.

Массив. Расположение сенсоров в цифровых устройствах.

Масштаб съемки (коэффициент увеличения). Отношение размера изображения к соответствующему размеру объекта съемки.

Матовое стекло. Самый распространенный тип фокусировочных экранов . Позволяет видеть, какие детали изображения получатся резкими. И хотя результат виден не так отчетливо как, например, на микропризматическом экране, матовое стекло можно использовать при плохом освещении и с любым объективом.

Матричный экспозамер. См. Расчетный экспозамер.

Мегабайт (MB). Единица измерения объема памяти компьютера, равен 1024 байтам (два в десятой степени байт).

Мегапиксель. Используется для выражения разрешающей способности цифровой камеры, равен одному миллиону пикселей.

Медленная синхронизация вспышки. Метод (режим), при котором импульс вспышки сочетается с длительной выдержкой. Вспышка создает основное освещение, а окружающее освещение используется для создания впечатления движения или для лучшей прорисовки деталей фона.

Мехи. Вспомогательное приспособление для макросъемки или составная часть камеры большого формата. Гофрированная труба, соединяющая объектив с корпусом камеры. Длину мехов можно регулировать, что позволяет изменять степень увеличения изображения.

Микропризма. Тип поверхности, используемой в некоторых фокусировочных экранах. Поверхность покрыта решеткой крошечных призм, в которых несфокусированное изображение разбивается на фрагменты.

Миред (Mired, Micro Reciprocal Degree, обратный микроградус). Величина цветовой температуры, исчисляемая делением одного миллиона на цветовую температуру в градусах Кельвина. В такой шкале удобно выражать необходимую коррекцию цветовой температуры разных источников освещения. В связи с этим шкала широко используется для маркировки светофильтров.

Моделирующее освещение (пилотный свет). Возможность, предоставляемая большинством студийных импульсных осветителей. Яркая лампа накаливания позволяет увидеть, как будет выглядеть сцена при освещении вспышкой.

Монопод. «Одноногий» штатив для поддержки камеры. Позволяет использовать несколько большие выдержки, чем при съемке с рук, более мобилен, чем тренога.

Монохромный. Одноцветный. Используется для описания черно-белых и тонированных фотографий. Также может использоваться для описания сцены с очень ограниченным цветовым диапазоном.

Мультиэкспозиция. Два и более изображения, наложенных друг на друга.

Мягкий фокус. Техника, посредством которой изображение преднамеренно выводится из фокуса или рассеивается. Этот придает снимку эффектное, романтическое настроение.

Н

Насадка-разделитель. Приспособление, похожее на светофильтр, присоединяемое к передней части объектива. Представляет собой полукруглую линзу, которая увеличивает лишь половину сцены. Она позволяет сфокусировать объектив одновременно на объекте переднего плана и на объектах, находящихся на большом расстоянии. Это значительно увеличивает глубину резко изображаемого пространства, хотя между двумя половинками изображения есть область, где изображение незначительно размыто. Иногда называется полулинзой.

Насадочная линза (линза для макросъемки, макронасадка). Крепится к передней части объектива для увеличения изображения. Это недорогое приспособление может быть использовано на многих типах камер.

Нейтральный светофильтр (ND). Тип светофильтра, который уменьшает уровень освещенности равномерно по всей площади кадра. Фильтр не изменяет цвета изображения. Используется для съемки с более длительной выдержкой и/или с большей диафрагмой, чем этого требуют условия освещения.

Непрерывный автофокус (следящий автофокус). Режим работы системы автоматической фокусировки, при котором камера непрерывно фокусируется на объект, пока не будет нажата до конца кнопка спуска затвора. Используется для съемки движущихся объектов, для которых первоначально установленная фокусировка должна корректироваться по мене перемещения объекта.

Низкий ключ. Преобладание в изображении темных тонов.

Нормальный объектив. Стандартный объектив.

О

Обратное кольцо. Приспособление для макросъемки, позволяющее присоединить объектив к камере задом наперед (т.е. фронтальной линзой к корпуса камеры). Это позволяет получить большой коэффициент увеличения со стандартным объективом. Коэффициент увеличения может быть еще большим при использовании удлинительных колец или мехов.

Обращаемая пленка (диапозитивная, или слайд-пленка). Тип пленки, на которой в результате обработки негативное изображение превращается в позитивное. Цветная обращаемая пленка обладает малой фотографической широтой, что требует точной установки экспозиции. Тем не менее, ей часто отдают предпочтение профессиональные фотографы.

Объектив с фиксированной фокусировкой (жестковстроенный объектив). Объектив, у которого наводка на резкость не регулируется. Используются в дешевых компакт-камерах. Широкоугольный объектив с небольшой максимальной диафрагмой встраивается так, что все объекты на расстояниях от 2 м и до «бесконечности» выглядят резкими.

Объектив с фиксированным фокусным расстоянием (фиксофокал). Объектив с постоянным (неизменным) фокусным расстоянием. Как правило, дает более высокое качество изображения, чем объектив с переменным фокусным расстоянием (зум-объектив).

Однообъективная зеркальная камера (SLR, Single Lens Reflex). Тип фотокамеры, в которой изображение в видоискателе видно через те же линзы, через которые оно будет экспонировано на пленку или матрицу. Использует зеркало для отражения света в видоискатель, которое при съемке убирается.

Одноразовый проявитель. Проявляющий раствор, который после одного проявления непригоден к работе.

Оптическая плотность. Непрозрачность пленки или потемнение фотобумаги после экспонирования и проявления. Обычно оптическая плотность замеряется по логарифмической шкале.

Ослабитель. Раствор, используемый для ослабления плотности негатива или отпечатка. Основные компоненты — железосинеродистый калий и тиосульфат натрия.

Останавливающий раствор (стоп-ванна). Раствор, используемый непосредственно после проявления пленки или отпечатка, который полностью останавливает процесс проявления.

Отбеливание. Лабораторный процесс превращения (онисления) металлического серебра в соли серебра. Процесс отбеливания является составной частью других лабораторных процессов, например тонирования.

Отверстие (дырка). Альтернативное название диафрагмы объектива.

Относительное отверстие. Характеризует величину диафрагмы (отверстия диафрагмы). Равно отношению диаметра отверстия диафрагмы к фокусному расстоянию объектива. Записывается в виде дроби — «1:диафрагменное число» (иногда 1/диафрагменное число»). В зарубежной и переводной литературе часто используется символическая запись — «f/диафрагменное число») При съемке данной сцены «яркость» (точнее освещенность — количество света на единицу площади), создаваемого объективом изображения определяется лишь относительным отверстием (квадратом относительного отверстия) и практически не зависит от того, каким объективом вы снимаете.

Отношение сторон. Отношение ширины изображения к его высоте (в русскоязычной литературе — высоты к ширине), описывающее пропорции формата кадра или отпечатка. Стандартное отношение сторон 35-мм кадра 3:2 (2:3), где три части — ширина и две части — высота.

П

Панорамный формат. Формат кадра у которого ширина существенно превышает высоту.

Паразитная засветка. Попадание на пленку или матрицу лучей света, не принимающих участие в создании изображения снимаемой сцены. Понижает контраст изображения и создает светлые пятна (блики) на изображении. Возникает в результате рассеяния света на поверхностях линз и оправы объектива, а также проникновения света через видоискатель (например, при съемке с длинными выдержками предотвращается применением заглушек). Для уменьшения паразитной засветки линзы объективов производители наносят специальные пленки (просветляющие пленки), а фотографы используют бленды. Паразитная засветка наиболее заметна при съемке в контровом свете.

Параллактическая ошибка (параллактическое смещение). Разность углов, под которыми видна сцена через видоискатель и через съемочный (рабочий) объектив камеры. При съемке крупным планом это может привести к выходу объекта из кадра. Отсутствует у SLR-камер.

Пассивный автофокус. Система автоматической фокусировки, основанная на анализе резкости изображения, а не на измерении расстояния до объекта. Широко используется в 35-мм SLR-камерах.

Пентапризма. Семигранная призма с пятью рабочими гранями, используемая в конструкции видоискателя SLR-камер (не шахтного). Восстанавливает правильную ориентацию изобрадения, которая нарушается после прохождения через объектив и отражения в зеркале.

Пикселизация. Фрагментация цифрового изображения на отдельные пиксели, которые становятся различимы в виде цветных квадратиков. Обычно является результатом низкого разрешения или чрезмерного увеличения оригинального изображения.

Пиксель (Pixel, Picture Element). Единичный элемент изображения, одна светочувствительная ячейка матрицы (сенсора) цифровой камеры. Основная единица измерения разрешения цифровой камеры или цифрового изображения.

Пленка для дневного света. Тип пленки, разработанный для воспроизведения точных цветов при съемке с освещением, цветовая температура которого 5 500К. Это типичное полуденное освещение.

Пленэрная камера. Разновидность камеры большого формата, складывающаяся для удобства переноски. Позволяет осуществлять подвижки объектива (управление перспективой), но в более ограниченном диапазоне, чем карданная камера.

Подвижки камеры (управление перспективой). Возможность изменять положения объектива и плоскости пленки независимо друг от друга. Это позволяет управлять перспективой, искажениями изображения и положением фокальной плоскости. Обычно подвижки осуществимы у камер большого формата, хотя ограниченные возможности такого управления дают и шифт-объективы 35-мм камер (объективы с управлением перспективой).

Подушкообразная дисторсия. Аберрация объектива, при которой изображения прямых линий на краю поля зрения изгибаются выпуклостью внутрь.

Показатель преломления. Мера степени отклонения луча света прозрачной средой, например стеклом и водой.

Поляризационный светофильтр. Фильтр, пропускающий световые волны только с определенной ориентацией плоскости колебаний. Его можно использовать для увеличения глубины цвета части сцены, например неба. Также может использоваться для удаления бликов с неметаллических поверхностей, таких как вода или стекло. Для достижения желаемого эффекта фильтр вращают. Линейный поляризационный светофильтр можно использовать не со всеми камерами, поскольку он может нарушить функционирование систем экспозамера и автофокуса многих моделей. Круговой поляризационный светофильтр не создает таких проблем.

Правило третей. Один из способов построения композиции, когда ключевой элемент преднамеренно размещается не в центре кадра.

Предварительная засветка. См. Засветка.

Предварительная фокусировка. Метод съемки движущихся объектов. Объектив заранее фокусируется на то место, в котором окажется объект в момент съемки кадра.

Предварительный подъем зеркала (блокировка, фиксация зеркала). Функция SLR-камеры, позволяющая заранее (до срабатывания затвора) поднять и зафиксировать зеркало в поднятом положении. При этом видоискателем уже пользоваться нельзя, зато при срабатывании затвора исключается вибрация камеры, обусловленная подъемом зеркала в обычном режиме (т.е. в момент срабатывания затвора). Используется, например, при съемке с большими выдержками.

Предварительный просмотр глубины резкости (резко изображаемого пространства). Устройство, имеющееся у некоторых камер, которое позволяет видеть изображения в видоискателе при той диафрагме, которая будет применена в момент экспонирования. Это дает представление о величине глубины резко изображаемого пространства и какие детали сцены получатся резкими, а какие размытыми.

Прижимная пластина. Пружинящая пластина на задней крышке камеры. Служит для придания идеально плоской поверхности экспонируемому кадру пленки.

Призматический видоискатель. Сменный видоискатель с центапризмой. См. также: Пентапризма.

Приоритет выдержки. Полуавтоматический режим установки экспозиции, при котором выдержка устанавливается фотографом, а диафрагма определяется и устанавливается экспонометрической системой камеры в соответствии с яркостью сцены.

Приоритет диафрагмы. Режим полуавтоматической установки экспозиции, при котором диафрагма устанавливается фотографом, а выдержка определяется и устанавливается экспонометрической системой камеры в соответствии с яркостью сцены.

Программа максимальной глубины резкости. Программная установка экспозиции, позволяющая автоматически устанавливать диафрагму и выдержку, которые обеспечивают максимальную глубину резкости при съемке с рук (т.е. достаточно короткой выдержкой). Такой установкой обладают не все камеры.

Программная (автоматическая) экспозиция. Любой режим установки экспозиции, при котором камера автоматически устанавливает диафрагму и выдержку.

Проекционная маска. Маска, которая надевается на осветительный прибор для создания светового рисунка на снимаемой сцене.

Проекция на экран сзади. Система проекции изображения, при которой картинка проецируется через прозрачный экран. Это дает возможность спрятать проектор от зрителей и создать на студийном фоне изображения со слайда или цифрового файла.

Проявитель. Раствор, действие которого преобразует скрытое изображение в видимое.

Проявочный бачок. Светонепроницаемый бачок для пленки, используемый в процессе ее обработки. Обычно снабжен спиралью, в которую заправляется пленка. Спираль позволяет раствору действовать равномерно на всю поверхность пленки. Широкое, светонепроницаемое отверстие крышки бачка позволяет быстро сменять химические растворы.

Пулл-процесс. Метод экспонирования и обработки пленки, при котором пленка экспонируется так менее светочувствительная (т.е. со значением ISO меньшим номинального), так чтобы получился переэкспонированный снимок. Этот компенсируется более коротким, чем номинальное, временем проявления.

Пуш-процесс. Метод экспонирования и обработки пленки, при котором пленка экспонируется как более светочувствительная (т.е. со значением ISO больше номинального), так чтобы получился недоэкспонированный снимок. Этот компенсируется более длительным, чем номинальное, временем проявления (или более высокой температурой проявителя).

Р

Раздельное тонирование. Метод тонирования, при котором тонирующий раствор воздействует только на некоторые тона изображения, создавая двухцветную картину.

Разрешающая способность (разрешение). Способность объектива, пленки или цифрового изображения раздельно воспроизводить мелкие детали объекта.

Раскрашивание вручную. Процесс раскрашивания или тонирования черно-белых отпечатков при помощи специальных красителей или пастельных карандашей.

Рассеиватель (диффузор). Любой материал, рассеивающий проходящее через него освещение. Рассеиватель смягчает освещение, делает его менее направленным, так что тени становятся менее контрастными. Рассеиватели широко используются с приборами искусственного освещения. Сильный рассеивающий эффект при солнечном эффект при солнечном освещении могут создавать облака и различные частицы в атмосфере.

Расчетный экспозамер (матричный, или многозональный экспозамер). Сиситема экспозамера, существующая в некоторых камерах, при которой яркость считается с разных учатсков снимаемой сцены. Система сравнивает информацию с запрограммированным в камере данными и вычисляет наиболее приемлемую установку экспозиции.

Режим «T» (time). Режим установки длительной выдержки «от руки». Имеется не у всех камер. Нажатие кнопки спуска открывает затвор, повторное нажатие закрывает его.

Режим «B» (bulb). Режим установки выдержки «от руки». Позволяет держать затвор открытым в течение всего времени нажатия на кнопку спуска. Используется для экспонирования в течение нескольких секунд или минут.

Резкость изображения. Характеристика четкости изображения, определяется путем анализа контуров объекта. Для количественной оценки резкости снимают стандартный высококонтрастный тест-объект (например, последовательность черных и белых полос). Резкость изображения рассчитывается по величине размытия границы между белым и черным.

Ретушь. Процесс, посредством которого устраняются изъяны негативов, позитивов, отпечатков и цифровых изображений.

Ручная установка экспозиции. Установка экспозиции по показаниям встроенного экспонометра камеры.

«Ручной» экспозамер. Ручная установка экспозиции по показаниям встроенного экспонометра камеры.

«Рыбий глаз». Сверхширокоугольный объектив, в котором изображение преднамеренно искажается.

С

Светонепроницаемый бачок. Бачок для обработки фотопленки, сконструированный с расчетом работы на свету.

Светосильные объективы. Объективы, позволяющие устанавливать большие отверстия диафрагмы. Светосильные объективы полезны в условиях недостаточной освещенности. Позволяют сильно размывать фон.

Светофильтр (фильтр). Частично прозрачная насадка на объектив или прибор освещения. Тем или иным образом преобразует освещение (например, изменяет цветовую температуру) или изображение на снимке (например, тон или контрастность снимка). Термин также используется для широкого диапазона специальных эффектов, доступных в программах компьютерной обработки изображений.

Светофильтр Skylight. Комбинация ультрафиолетового и «теплого» фильтров.

Серая карта. Лист, окрашенный в 18%-ный серый цвет (т.е. отражающий 18% падающего на нее света с любой длиной волны), используемый для замера экспозиции. Экспозамер по серой карте, а не по объекту съемки, позволяет оценить уровень освещения сцены. Карта дает тональное представление средней сцены. Такая карта очень полезна при съемке сцены, выходящей за уровень средней тональности. Например, если в сцене доминирует белый цвет, этот может привести к ошибке обычного экспозамера.

Сжатие без потерь. Процесс, при котором объем файла цифрового изображения уменьшается без потери информации.

Сжатие с потерей. Процесс, при котором часть информации теряется при уменьшении объема файла цифрового изображения.

Синхронизация вспышки. Процесс, обеспечивающий совпадение во времени пика импульса вспышки с полным раскрытием затвора. В камере со шторно-щелевым затвором выдержка должна быть выбрана так, чтобы гарантировать синхронную работу со вспышкой.

Синхронизация по второй шторке. Возможность, имеющаяся в некоторых зеркальных камерах при синхронизации вспышки получит импульс вспышки в то время, когда вторая шторка только начинает закрываться. Обычно вспышка разряжается в момент полного раскрытия первой шторки. Синхронизация по второй шторке дает более естественное изображение движущихся объектов при съемке с длительными выдержками. При синхронизации по первой шторке смазанное изображение объекта (обусловленное окружающим освещением) направлено в сторону движения объекта. При синхронизации по второй шторке смазанное изображение направлено в обратную сторону, что больше соответствует привычному представлению движения.

Синхронизация по задней шторке. Альтернативное название синхронизации по второй шторке.

Сканер. Устройство, преобразующее физическое изображение в цифровое.

Скрытое изображение. Невидимое изображение, возникающее на пленке или фотобумаге после экспонирования, но до проявки.

Слайд. Кадр обращаемой пленки в рамке.

Слой. Функция, содержащаяся в некоторых компьютерных программах. Позволяет вам располагать различные версии или различные элементы изображения друг над другом. Оригинальное изображение может быть защищено от изменений в качестве фонового слоя. Для последующих изменений слои копируются. Слои могут быть непрозрачными. Как один способов работы слои можно сливать с ниже расположенными слоями.

Соляризация (псевдосоляризация). Фотолабораторный эффект, при котором фотобумага засвечивается белым светом в процессе проявления. В результате происходит частичное обращение изображения и образование контурных линий на границах контрастных деталей. Эффект можно воссоздать и при компьютерной обработке изображения.

Софт-бокс. Насадка на студийный осветитель, рассеивающая потом освещения. Обычно квадратной или прямоугольной формы.

Спусковой тросик. Механическое или электронное приспособление для дистанционного спуска затвора камеры или для уменьшения вибраций камеры во время съемки со штатива с длительной выдержкой.

Стандартный объектив (нормальный объектив). Объектив, фокусное расстояние которого примерно равно диагонали кадра. Для камеры формата 35 мм стандартный объектив имеет фокусное расстояние 50 мм.

Ступени автофокусировки. Количество положений, которые линзы объектива могут принимать при автофокусировке. Простые автофокусные камеры имеют ограниченное число ступеней. Длиннофокусным объективам, макро-объективам и светосильным объективам для точной фокусировки могут понадобиться сотни или тысячи ступеней. Некоторые камеры имеют бесступенчатую систему автофокусировки.

Ступень диафрагмы. Изменение диафрагмы на одну ступень соответствует переходу к соседнему делению на шкале диафрагм, т.е. изменению количества проходящего света в два раза.

Сублимационный принтер. Тип принтера, используемый для создания высококачественных отпечатков цифровых изображений. Результаты выглядят не хуже традиционных фотоотпечатков.

Сушильный шкаф. Шкаф для просушки обработанной пленки, обеспечивающий вентиляцию и отсутствие пыли.

Съемка с проводкой («панорамирование»). Движение камеры в течение экспонирования, сопровождающее движущийся объект так, чтобы это положение в видоискателе оставалось неизменным.

Т

Телеконвертер. Приспособление, увеличивающее фокусное расстояние объектива. Телеконвертеры могут быть присоединены спереди объектива либо между объективом и корпусом камеры. Телеконвертер 2х (двукратный) удваивает фокусное расстояние объектива.

Тест по «хвосту». Обработка фотопленки, при которой несколько первых кадров экспонированной пленки отрезаются от рулона и проявляются отдельно. Любые недостатки недо- или переэкспонирования можно затем скорректировать при проявке остального рулона.

Тест-полоска. Предварительный отпечаток, показывающий эффект от применения разных экспозиции или фильтр разной плотности.

Тонер (тонирующий раствор). Раствор, используемый для изменения цвета черно-белого отпечатка. Также может использоваться для изменения контрастности снимка. Тонирующий раствор замещает серебро в отпечатке другим металлом, например медью, селеном, золотом или железом.

Точечный экспозамер. Тип экспонометрического замера, при котором замер яркости сцены производится по небольшому участку в центре кадра.

Тренога. Штатив с тремя опорами.

У

Угол поля зрения (поле зрения). Характеризует, несколько большую часть сцены может «захватить» объектив из данного положения. Обычно измеряется в градусах по диагонали, горизонтали или вертикали. Более длинное фокусное расстояние объектива дает меньший угол поля зрения. Зум-объективы имеют переменный угол поля зрения.

Удлинительные кольца. Приспособления, используемые для макросъемки. Присоединяются между корпусом камеры и объективом. Увеличение расстояния между объективом и пленкой позволяет фокусировать объектив на более близкие расстояния и создавать изображения с большим увеличением.

Узкий формат. Старомодный термин для формата 35-мм.

Универсальный проявитель. Проявитель, который можно использовать и для черно-белой пленки и для черно-белой бумаги.

УФ-фильтр (ультрафиолетовый фильтр, UV-фильтр). Фильтр, предназначенный для поглощения ультрафиолетового (UV) излучения. Может быть использован для придания четкости пейзажу, особенно в горах или на море.

Ф

Фиксаж (закрепитель). Раствор, который удаляет из эмульсии неиспользованные соли серебра. После обработки фиксажем изображение не изменяется и может рассматриваться при нормальном освещении.

Флэшметр. Ручной экспонометр, предназначенный для измерения студийного импульсного освещения. Можно использовать для замера как падающего, так и отраженного света вспышек.

Фокальная плоскость. Плоскость, на которой фокусируется изображение. В этой плоскости размещается пленка или матрица. Главная фокальная плоскость проходит через главный фокус объектива.

Фокус (главный фокус). Точка, в которой сходятся лучи, параллельные оптической оси объектива. Такие лучи создает далекий источник света (например, звезда или маленький предмет), находящийся в центре поля зрения объектива.

Фокусировочный экран. Поверхность, на которой проецируется изображение в видоискателе. Фактура такой поверхности способна подчеркивать степень резкости изображения, помогая таким образом фокусировке.

Фокусное расстояние. Расстояние между оптическим центром объектива и фокусом. Фокусное расстояние определяет масштаб изображения и угол поля зрения объектива. Обычно измеряется в миллиметрах.

Формат файла. Способ, которым сохраняется файл. Цифровое изображение можно сохранять в различных форматах. Наиболее распространенные — TIFF и JPEG. Формат файла определяет, в какой программе может быть открыт файл и возможное количество сохраняемой информации.

Фотобумага FB (фотобумага на баритованной подложке, БП). Фотобумага на бумажной или картонной подложке, используемая для черно-белой печати.

Фотобумага RC (фотобумага на полиэтиленированной подложке, ПП). Фотобумага с водостойким полиэтиленовым слоем. Практически все цветные и черно-белые фотобумаги относятся к этому типу. Она требует меньшего времени промывки и значительно быстрее высыхает, чем фотобумага на баритованной подложке.

Фотобумага переменной контрастности. см. Multigrade.

Фотографическая широта. Характеризует максимальный интервал яркостей, который способно правильно (с одинаковой контрастностью) передать светочувствительное устройство (пленка или матрица). Определяется величиной интервала экспозиций прямолинейного участка характеристической кривой. Фотографическую широту матриц часто называют динамическим диапазоном. Наибольшей фотографической широтой обладает цветные негативные пленки, промежуточный — черно-белый пленки и матрицы, наименьшей — цветные обращаемые пленки. Если интервал яркостей снимаемой сцены не превосходит фотографическую широту, то чем больше фотографическая широта, тем большую ошибку установки экспозиции «прощает» пленка или матрица.

Фотозонт. Отражатель, который выглядит как зонтик. Применяется с приборами студийного освещения. Создает широкое поле мягкое освещения.

Фотолампы. Лампы накаливания большой мощности, используемые для студийного освещения.

Фотомикрография. Съемка фотографий через микроскоп.

Фотоувеличитель. Устройство, используемое для проекции негатива на фотобумагу.

Фронтальное освещение. Направленно прямо на объект из-за камеры или от нее.

Х, Ц

Характеристическая кривая. График зависимости оптической плотности изображения на пленке (или «яркость» изображения, создаваемого матрицей) от экспозиции (точнее — от логарифма экспозиции). Прямолинейный участок характеристической кривой соответствует «нормальной» (с постоянным контрастом) передаче яркостей объекта. Наклон этого учатска определяет контраст (коэффициент котрастности) фотоматериала и может изменяться в зависимости от условий обработки.

Хроматическая аберрация. Искажение изображения объективом, заключающееся в невозможности сфокусировать все цвета в одной плоскости.

Цветовая гамма. Диапазон цветов, который может быть воспроизведен на экране компьютера или при печати на принтере. Цветовые гаммы этих устройств могут не совпадать и отличаться от диапазона цветов, записанных в цифровом файле.

Цветовая температура. Характеристика цвета освещения. Выражается в градусах Кельвина или в миредах. Человеческий глаз обычно автоматически адаптируется к изменению цветовой температуры освещения, так что воспринимаемые им цвета сцены кажутся неискаженными. Цифровые камеры могут настраиваться, используя систему баланса белого. Для пленки при съемке или при печати часто необходимо применение светофильтров для обеспечения правильного цветового баланса.

Цветовой баланс. Соответствие белых и серых тонов изображения белым или серым тонам, привычно воспринимаемым глазом. Цветовой баланс изображения на цветной фотопленке может корректироваться при помощи светофильтров. В цифровых камерах корректировка цветового баланса происходит электронным способом, системой баланса белого.

Центральный затвор. Затвор, механизм которого размещается непосредственно в объективе. Таким затвором обладают все компакт-камеры и некоторые камеры среднего и большого формата. В отличие от шторно-щелевого затвора может быть синхронизирован со вспышкой при любой выдержке.

Центральный экспозамер. Тип экспозамера, при котором яркость сцены измеряется в небольшой зоне вокруг центра кадра. Подобен точечному экспозамеру, но данные считываются с заметно большего участка кадра.

Центровзвешенный экспозамер. Традиционный режим работы встроенного экспонометра, до сих пор используемый в современных фотокамерах. Тип экспозамера, усредненного по всему кадру. При усреднении наибольший вес придается яркости центральной области кадра.

Циан. Цвет, который состоит из смеси синего и зеленого света. Дополнительный цвет для красного.

Ч, Ш

Чувствительность пленки (светочувствительность пленки). Чувствительность пленки к свету измеряется по шкале ISO.

Шаровая «головка». Разновидность «головки» штатива. Позволяет наклонять камеру одновременно в двух плоскостях. Дает возможность быстрого наведения камеры, но не обеспечивает точности наклонно-поворотной «головки».

Широкоугольный конвертер. Насадка на объектив, расширяющая угол поля зрения.

Шифт-объектив (объектив с управлением перспективой, PC-объектив). Съемный объектив, который обеспечивает ограниченные возможности управления перспективой по сравнению с подвижками камеры.

Шкала глубины резкости (резко изображаемого пространства). Деления на оправах некоторых объективов, позволяющие оценивать глубину резко изображаемого пространства при данной диафрагме.

Шкала серого (Grayscale). Количество разных оттенков серого, включая черный и белый, присутствующих в сюжете. Для создания черно-белого цифрового изображения обычно используют 256 оттенков. При этом переходы тонов кажутся плавными.

Шторки (шоры). Откидные шторки, устанавливаемые на студийный источник освещения для регулировки пучка света.

Шторно-щелевой затвор (фокально-плоскостной затвор). Затвор, который размещается непосредственно перед плоскостью пленки. Используется в большинстве SLR-камер.

Шум. Нежелательные эффекты в электрическом сигнале матрицы, похожий на зерно рисунок в темных участках цифрового изображения. Шум возникает в цифровой камере при установке большой чувствительности пленки («светочувствительность пленки»).

Э

Экспозиционное число (EV, Exposure Value, световое число, экспонометрическое число). Число, характеризующее экспозицию в относительных единицах и определяющее ряд сочетаний выдержки и диафрагмы. Изменение экспозиционного числа на единицу соответствует изменение экспозиции в два раза.

Экспозиция. Количество света, использованное для создания изображения на светочувствительном устройстве (пленке, матрицы, фотобумаге и т.п.) Иногда, не совсем корректно, экспозицией называют также сам процесс «засвечивания» — экспонирование или его длительность (выдержку).

Экспокоррекция (коррекция экспозиции). Задание вручную отклонения параметров экспозиции от показаний встроенного экспонометра.

Экспонометр. Прибор, который измеряет яркость или освещенность сцены. На основании его показаний выбирается установка экспозиции.

Экстраполирующий автофокус (упреждающий автофокус, предиктивный автофокус). Режим работы системы автоматической фокусировки, при котором камера непрерывно фокусируется на объект, не только пока не будет нажата до конца кнопка спуска затвора (как непрерывный автофокус), но и продолжает работать вплоть до момента открытия затвора (т.е. в течение времени задержки срабатывания затвора). Таким образом камера более точно фокусируется на движущемся объекте.

Эмульсия. Светочувствительный слой фотопленки или фотобумаги.

Эффект красных глаз. Эффект часто возникает при съемке со вспышкой, когда свет отражается от сетчатки глаз объекта, создавая на снимке ярко-красные пятна.

Эффект невзаисозаместимости (эффект Шварцшильда). Эффект потери чувствительности пленки или фотобумаги при экспонировании с экстремально длительной (или экстремально короткой) выдержкой. В большинстве случаев возникает, когда выдержка длится секунды или даже минуты.

 

Оставьте комментарий