Фотографируем небо

Когда мы фотографируем ландшафты или морские просторы, изображение часто не передает реальность. Мы видим своими глазами удивительные по форме облака и ослепительно-голубое небо, но на пленке красота облаков теряется, а небо представляется в виде бледной и тусклой копии того, что было на самом деле.

Причина в основном кроется в значительной разнице экспозиции, которая необходима для передачи неба и остальной части снимка. Большинство фотоаппаратов, имеющих встроенные экспонометры, или так называемых «автоматических», определяют усредненные показания. В результате у вас получается небо, которое потеряло свою эффектность, и передний план, который слишком темный, чтобы рассмотреть на нем какие-либо подробности.

Наилучшем приспособлениями, способными решить эту проблему и подчеркнуть детали неба, являются поляризационный и градиентный нейтральный светофильтры. Первый делает синеву неба немного темнее, но сохраняет структуру облаков. При использовании поляризационного фильтра следует увеличить экспозицию примерно на 1.5 ступени. Это может привести к необходимости установить фотоаппарат на штатив или другую опору, чтобы сохранить резкость изображения. Если вы используете черно-белую пленку, то выделить тонкий рисунок облаков позволит желтый светофильтр с цветной фотопленкой, то весь снимок будет иметь желтый оттенок. Нейтральный градиентный фильтр выравнивает разницу в экспозиции неба и переднего плана путем снижения количества света, попадающего на пленку с верхней части кадра. Этот фильтр лучше всего использовать с зеркальным фотоаппаратом, на котором вы можете оценить действие фильтра уже через видоискатель. Ну и конечно ничто не мешает вам установить поляризационный и градиентный нейтральный фильтры вместе, чтобы еще больше усилить эффект.

Снимок вечернего света

Свет позднего вечера может удивительным образом окрасить небеса, и их вид будет даже более нежным  и изысканным, чем со стороны заката. На этой фотографии небо сиреневого оттенка отражается в лужицах воды, оставшихся после отлива. Низкое солнце создает большие контрастные тени на песке и на склоне обрыва. Я установил нейтральный градиентный фильтр, который помог сбалансировать разницу в экспозиции неба и переднего плана, снизив  количества света, проходящего через пленку с верхней части кадра. Этот фильтр лучше всего использовать с зеркальным фотоаппаратом — на нем можно оценить действие фильтра через видоискатель. Ну и конечно, ничто не мешает вам установить поляризационный и градиентный нейтральный фильтры вместе, чтобы еще больше усилить эффект.

nebo1

Выбор угла съемки

Я ехал по Провансу под проливным дождем, как вдруг в тучах образовалась брешь, через которую выглянуло солнце и осветило большое скопление облаков. Я нацелил фотоаппарат вверх, чтобы передать всю прелесть этого вида, и оставил передний план только на одной трети кадра.

nebo2

Использование поляризационного светофильтра

Я знал, что некоторые детали рисунка облаков пропадут на снимке, так как небо было очень ярким,  и я установил поляризационный фильтр, чтобы сохранить их. Это также позволило сделать небо еще более синим, и поэтому передалось все великолепие сцены.

nebo3

Использование желтых и красных светофильтров

Этот снимок надвигающейся бури я решил сделать в черно-белом цвете. Я использовал широкоугольный 28-мм объектив и намеренно нацелил фотоаппарат вверх, чтобы небо полностью доминировало в кадре. Дорога, убегающая вдаль, помогает направить взгляд в глубь снимка. На объектив я надел желтый светофильтр, чтобы выделить рисунок облаков, затем попробовал красный фильтр. Этот последний сделал небо совсем темным, но создал именно ту грозную атмосферу, которую я и хотел получить на фотографии.

nebo4