Широкоугольные и телеобъективы

Ничто так не повысит ваш творческий потенциал при работе с фотоаппаратом, как возможность смены объектива. Большая часть фотокамер сейчас оснащается зум-объективом. Диапазон изменения фокусного расстояния у таких объективов зависит главным образом от их цены. Другими словами, у обычного фотоаппарата с зум-объекьтвом фокусное расстояние может изменяться в пределах от 35 мм до 65 мм, в то время как у более дорогой модели — от 28 до 150 мм. Однако наиболее универсальным типом камеры будет 35-мм однообъективный зеркальный фотоаппарат.

Если вы купили 35-мм зеркальную фотокамеру, то скорее всего она будет оснащена объективом с фокусным расстоянием около 50 мм. Такой объектив обеспечит примерно такой же угол поля зрения, как и угол поля зрения человеческого глаза. Его еще называют штатным, или стандартным объективом. При этом максимальный диафрагма у него, вероятно, будет f/1,8.

При покупке объектива из всех, которые вы можете себе позволить, лучше выбрать наиболее «светосильный». Этот термин означает максимально возможное раскрытие диафрагмы. Объектив с максимальной диафрагмой f/1,4 будет более светосильным, чем тот, у которого максимальная диафрагма составляет f/2,8. Это значит, что первый будет эффективнее работать в условиях низкой освещенности, чем последний.

Короткое фокусное расстояние, т.е. 28 мм, обеспечит более широкое поле зрения, что позволит включить в кадр больше деталей сцены, в то время как у объектива с большим фокусным расстоянием, т.е. 200 мм, поле зрения будет меньше, соответственно меньше и площадь захватываемой сцены на снимке. Лучше всего начинать составлять вашу систему фотооборудования именно с этих разновидностей объективов — 28, 50 и 200 мм. В качестве альтернативы вы можете купить один зум-объектив, у которого фокусное расстояние меняется от 28 до 200 мм. Однако этот тип объектива — с недостаточной светосилой: его максимальная диафрагма — от f/3,5 до f/4,5 в зависимости от установленного фокусного расстояния, и, кроме того, довольно низкое качество оптики. Если позволят ваши финансовые возможности, объективы с диапазонами фокусного расстояния 16-35 мм, 28-70 мм и 70 — 200 мм и с максимальной диафрагмой f/2,8 во всем диапазоне фокусного расстояния обеспечат вас оптикой для решения практически любых задач фотосъемки, а ее качество будет отменным.

У широкоугольных объективов глубина резкости больше, чем у штатных или длиннофокусных. Это значит, что вы сможете фотографировать объекты на близком расстоянии, сохраняя резкость изображения деталей на заднем плане. Он может с успехом использоваться при съемке пейзажей с какими-нибудь интересными природными объектами, например растениями или скальными образованиями на переднем плане, которое будут занимать половину кадра, в то время как на остальной части изображения ландшафт будет простираться до горизонта, оставаясь при этом в фокусе. При такой съемке, возможно, придется опустить фотоаппарат пониже, при этом присаживаясь или ложась на землю. Такая композиция добавит вашей фотографии выразительности.

Главное, что нужно помнить при съемке с помощью широкоугольного объектива, — не понизить значимость основного объекта в кадре из-за того, что используется широкое поле зрения.

Эту ошибку довольно легко допустить, и часто, глядя на готовые фотографии, мы лишь с трудом различаем на них наиболее важные детали, потому что слишком много было включено в кадр. Всегда следите за тем, чтобы передний план оставался на снимке наиболее заметным.

В то время как широкоугольные объективы включают в снимок много подробностей, длиннофокусные объективы, наоборот, позволяют удалить или по крайней мере сократить лишнюю информацию в кадре. Помимо того, что телеобъективы приближают объекты, они хорошо подходят для съемки портретов или для выделения в сцене какого-либо одного объекта.

Телеобъективы обеспечивают меньшую глубину резкости, чем широкоугольные, даже при небольших значениях диафрагмы. Это может использоваться для создания эффекта размытого фона. С их помощью особенно удается фотографировать портреты, поскольку они не фокусируют задний план и все ненужные детали на нем становятся лишь неясными бликами или едва различимыми цветными пятнами. При этом отчетливо будет передаваться лишь лицо фотографируемого, и фотография станет намного интереснее.

Способность «сжимать» изображение — еще одно ценное качество телеобъектива. Примером этому может быть съемка дороги с линией телеграфных столбов или высотных зданий, уходящих вдаль от фотоаппарата. В этом случае нужно, чтобы все детали были хорошо видны, поэтому стоит использовать небольшую диафрагму и тем самым обеспечивать большую глубину резкости. Следовательно, придется использовать и штатив, так как чем меньше диафрагма, тем длиннее должна быть выдержка. А поскольку используется телеобъектив, то держать фотоаппарат неподвижно без штатива становится особенно сложно, тем более если фокусное расстояние объектива 300 мм и больше. Но так как в творчестве не существует жестких правил и готовых решений, то в этой ситуации можно с тем же успехом воспользоваться ограниченной глубиной резкости, которую телеобъектив дает при широкой диафрагме. При этом в фокусе останется только одно здание или телеграфный столб, в то время как другие будут размыты. Всегда проверяйте выбранную глубину резкости, поскольку некоторые подробности в кадре вы можете и не заметить, пока не распечатаете снимок.

Сельский пейзаж

Большая глубина резкости широкоугольного объектива позволила сохранить деревянный забор на переднем плане в фокусе. Кроме того, в изображение было включено большое пространство ярко-голубого неба, что лишь подчеркнуло ощущение спокойствия в этой сцене.

peizaj1

Объектив со смещением (PC-объектив)

Для фотографирования моста «Золотые ворота» был взят 24-мм широкоугольный объектив со смещением оптической оси. Функция смещения позволила сохранить вертикальность опор моста на снимке. При съемке обычным широкоугольным объективом камеру пришлось бы нацелить вверх, что привело бы к искажению вида опор, при котором они сходились бы кверху.

smeshenie1

Выветренные скалы

Широкоугольный объектив идеально подходит для съемки целого ряда природных объектов, таких как эти скалы. Убедитесь, что, выбрав композицию, вы не сделали передний план менее заметным и интересным. Всегда ищите в сцене что-нибудь такое, что поможет направить взгляд будущего зрителя вглубь фотоснимка.

skali1

Объектив 150 мм

Используя большую диафрагму (f/2,8) фотограф сделал задний план этого портрета размытым. Это значит, ничто не отвлекает внимание от девушки, которая и является главным объектом на снимке. Задний свет усиливает атмосферу тропической природы.

150mm

Весна

Одно из самых важных преимуществ телеобъективов состоит в том, что они позволяют фотографу правильно построить кадр. Этот снимок яблоневого сада был сделан при помощи 200-мм телеобъектива. Была выбрана нижняя точка съемки, а объектив сжал расстояние между деревьями так, что на снимке доминируют только цветы.

vesna111