Эффективная вспышка

В наше время практически все фотоаппараты имеют встроенную вспышку. Такая вспышка располагается на корпусе фотокамеры, рядом с окошком видоискателя, или может находиться в верхней части в виде выдвижного устройства. Исключением служат профессиональные дорогие фотоаппараты. Но именно отсутствие встроенной вспышки у таких фотоаппаратов позволяет понять ее ценность.

Мало кто из нас не бывал футбольном матче или на концерте и не замечал периодических вспышек, загорающихся то в одном, то в другом месте зада. Но можно себе представить разочарование зрителя, который после проявки пленки и распечатки снимка ожидает увидеть на нем лучший эпизод, а находит только ярко (даже чересчур ярко) освещенную фигуру впереди стоящего человека и маленькие огоньки рамп и прожекторов на сцене. Причина тому — недостаточная мощность встроенной вспышки. Она способна осветить только такой объект, который находится на расстоянии не более 3м от камеры. Даже если она и может осветить сцену, то свет будет слабым и холодным. Иллюминация сцены потеряет свою эффектность на фотографии, и та атмосфера, которая побудила вас сделать снимок, сведется к простой, невпечатляющей записи с места события.

Другая проблема, обычно возникающая со встроенными вспышками, — это эффект «красных глаз». В условиях слабого освещения зрачки глаз расширяются. Свет вспышки отражается от задних стенок глаз фотографируемых людей, в которых много кровеносных сосудов, и запечатлевается на снимке в виде ярко-красных зрачков.

Хотя во многих фотоаппаратах предусмотрена система, которую производители фотокамер называют «режим подавления эффекта «красных глаз», она не всегда срабатывает должным образом. Такая система подразумевает серию маленьких вспышек перед тем, как делается снимок, призванных уменьшить размер зрачков. При этом между тем, когда вы навели фотоаппарат на объект, и тем, когда фотокамера запечатлевает его, проходит некоторое время, и выражение лица человека, которое привлекло вас сначала, может измениться, а вы упустите очарование момента. В действительности почти невозможно избежать «красных глаз» при съемке со встроенной вспышкой, если человек стоит близко и его глаза смотрят в фотоаппарат. Но проблема эта решается при использовании отдельной фото-вспышки, которую обычно удерживают сбоку фотоаппарата.

Еще одно преимущество отдельной вспышки заключается в ее большей мощности по сравнению со встроенной. Некоторые вспышки имеют специальное назначение — позволяют TTL системе экспозамера определять необходимое для съемки объекта количество света от вспышки. Скорее всего, отдельная фото-вспышка может наклоняться и поворачиваться, что дает вам возможность нацелить ее так, чтобы свет ее падал не прямо на объект, а после отражения от какой-либо другой поверхности, например потолка или стены. Это сделает освещение более мягким и рассеянным, а фотоснимок — более привлекательным. Хотя при таком подходе могут возникнуть нежелательные тени, например под глазами, но маленькая заполняющая вспышка, расположенная под основной, помогает решить и эту проблему.

Рассеянная вспышка

Мы видим, что первый снимок (верхний справа) был сделан при имеющемся в комнате освещении, которого оказалось недостаточно для нормально экспозиции, поэтому оказался темным и требующим применения вспышки. На втором снимке девушка находится близко к фотоаппарату, и вспышка слишком сильно высветила ее лицо. При рассеивании вспышки (нижнее фото) фотография получилась правильно экспонированной, а тени на стене стали мягче.

vspishka1

vspishka2

vspishka3

Синхронизация вспышки

Большинство 35-мм фотоаппаратов имеют определенную рекомендованную выдержку для съемки со вспышкой. Она обычно составляет 1/60 или 1/125 секунды. Некоторые могут синхронизировать вспышку с выдержкой 1/250 с. Но при более коротких выдержках фотоаппарат не будет успевать согласовывать их с моментом вспышки, и с уменьшением выдержки будет экспонирована все меньшая часть кадра.

На фото 1 в фотоаппарате установлена выдержка 1/60 с, как и рекомендовано фирмой — изготовителем. Вы видите, что снимок достаточно хорошо экспонирован. На фото 2, сделанном при выдержке 1/125 с, свитер модели несколько потемнел. Это становится особенно заметно на снимке 3 с выдержкой 1/250 с, где одна треть кадра затемнена совсем. На снимке 4 экспонирована уже только половина изображения, при этом выдержка стояла 1/500 с. А снимок 5, при 1/1000 с, с недоэкспонирован почти полностью.

vspishka4

Вспышка вне помещений

На фото 1, снятом в холодный зимний день, лицо девушки недостаточно экспонировано. Использование автоматической вспышки фотоаппарата (фото 2) лучше осветило лицо, но сделало задний план темным, и создается впечатление, что съемок проводилась поздно вечером. Установив более длинную выдержку (фото 3), мы получаем более яркий фон и равномерное освещение сцены.

vspishka5

 

vspishka6

vspishka7

Отраженная вспышка

Когда вспышка встроена в фотоаппарат, она часто вызывает образование неприглядных теней с одной стороны от снимаемого объекта, что видно на верхней фотографии. Если есть возможность сделать свет вспышки отраженным, как на снимке внизу, то освещение объекта станет намного более приятным.

vspishka8